Перейти к содержимому

Блоги

Блоги сайта

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 21
      просмотр

    Последние записи

     Привет всем пользователям Graviton! Меня зовут Исмагулов Темирлан, я ученик 10 класса НИШ ФМН г. Астана. В данном блоге я расскажу, что олимпиады значат для меня. Как и большинство с физикой я познакомился в 7 классе. Тогда я только начал познавать азы этого предмета, но как это часто бывает значение ему я не предавал. Скажу вам больше, мозг мой был наполнен всякой ерундой и Clash of Clans. Не особо я и хотел заниматься физикой. Но, все изменилось, когда в первой четверти того же года я написав олимпиаду попал на юниорские сборы. И началось…

     ИСКРА, БУРЯ, БЕЗУМИЕ. Я познакомился с таким количеством умнейших людей, что был в шоке от того, что нахожусь с ними на одной планете. Мало того, что они были умными так они еще и были капец каким классными в общении.  К сожалению, в такой атмосфере я был не долго. 10 дней превратились в мгновенье, которое я хотел проживать вновь и вновь. Вернувшись домой я начал чалить (синоним к слову “решать задачи”) чтобы побывать там еще раз. В итоге, я побывал на 14 сборах и на 8 олимпиадах. На них бывало все. Взлеты и падения, новые знакомства и незабываемые воспоминания. Вот что значит олимпиады для меня...         

    PhotoEditor_20190330_223025739.jpg

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 29
      просмотров

    Последние записи

    Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этой заметке хочу рассказать о темам, на которые надо обратить внимание при подготовке к решению олимпиадных задача по релятивистской механике и ОТО. Надо знать следующие базовые вещи:

    • знать, что такое 4-вектор. Знать матричное представление преобразований Лоренца. Знать, как при переходе из одной инерциальной системы в другую изменяются компоненты скорости и ускорения. Знать, как определяется скалярное произведение для 4-векторов и понимать, что скалярное произведение двух 4-векторов есть инвариант при преобразованиях Лоренца.
    • знать, что такое диаграммы Минсковского и уметь выводить с их помощью преобразования Лоренца.

     Чтобы изучить эти темы, следует прочитать и проделать все упражнения в первых 2-х главах "A first course in general relativity" (2-ое изд.). Надо также знать некоторые "продвинутые" вещи:

    • знать определение тензора электромагнитного поля (тензора Фарадея). Знать как записываются уравнения Максвелла через тензор Фарадея. 
    • знать вывод релятивистской формулы Лармора для мощности излучения ускоренного заряда. 
    • знать вывод формулы Франка--Тамма (спектр черенковского излучения).
    • знать вывод формулы для релятивистского эффекта Доплера. 
    • знать вывод релятивистской формулы Циолковского (см. Сивухин т. IV, гл. IX,  пп. 111, упр. 2).
    • знать вывод формулы для изменения длины волны фотона при рассеивании Комптона.  Задачи на эту тему: задача 3В АФО 2007
    • знать эффективный радиальный потенциал для решения Шварцшильда; знать вывод формулы для гравитационного отклонения света и прецессии перигелия эллиптических орбит; знать формулу для гравитационного красного смещения и радиуса Шварцшильда (без вывода). 
    • знать решение разнообразных "парадоксов", возникающих из-за неправильной интерпретации законов СТО (в том числе парадокс близнецов, парадокс лестницы, парадокс Белла). Нужно, чтобы у вас было четкое понимание СТО и ее логической состоятельности, чтобы автора задач не могли поставить вас в тупик.
    • знать вывод для выражения зависимости координаты тела, движущегося с постоянным собственным ускорением от времени. Задачи на эту тему: задача 2 АФО 2013.

    Задачи по релятивистике не могут прийти на Респе 9 кл. Они иногда встречаются на Респе старших классов; на республиканских сборах в общем может быть 2-3 простые задачи на релятивистику (поэтому заниматься релятивистикой перед сборами бессмысленно). На "межнарах" могут быть тяжелые задачи на релятивистику (например задача №3 Жауты 2018). 

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 8
      просмотров

    Последние записи

    Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этой заметке хочу рассказать про темы, на которые следует обратить внимание при подготовке к решению олимпиадных задач по механике сплошных сред.

    • формула скорости звука в идеальном газе в приближении, что распространение звука --- адиабатический процесс. 
    • уравнения Эйлера для сжимаемой жидкости. Вывод формулы для скорости звука в идеальной сжимаемой жидкости. Вывод закона Бернулли из уравнений Эйлера для несжимаемой жидкости. 
    • уравнения Навье-Стокса для несжимаемой жидкость с постоянной вязкостью и предел этих уравнений при малом числе Рейнольдса. Вывод закона Стокса (см. здесь, например).
    • закон Пуазёйля. Зависимость скорости тока от расстояния до оси симметрия для жидкости, текущей в цилиндрической трубе постоянного сечения. 
    • добавленная масса сферы и цилиндра в несжимаемой жидкости (см. здесь).
    • эффект Магнуса для цилиндрического тела; Утверждение и доказательство теоремы Жуковского. 
    • дисперсионное отношение (с выводом) для капиллярно-гравитационных волн в водоеме конечной глубины (см. здесь, например) \begin{equation} \omega^2=(gk+\frac{\sigma k^3}{\rho})\mathrm{tanh}(kh). \end{equation}
    • вывод закона Лапласа (давление под искривленной поверхностью жидкости) --- только не забывайте, что у мыльного пузыря есть две границы "газ-жидкость" (из-за этого разница давлений внутри пузыря и снаружи вдвое больше той, что вы получили бы наивным применением закона Лапласа). Уравнение поверхности жидкости, смачивающей вертикальную прямоугольную пластину в однородном поле тяжести (см. задачу 22 в этой книге). Уравнение поверхности жидкости, смачивающей два кольца с совпадающими осями симметрии (катеноид). 
  1. Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этой заметке привожу список книг/наборов задач для подготовки к физическим олимпиадам (разбитый по уровням).

    В мире есть тысячи разных книг, которые вроде бы как подходят для подготовки к олимпиадам (т.е. написаны для школьников или начальных курсов университета). К сожалению, абсолютное большинство таких книжек на самом деле непригодно для подготовки к олимпиадам, т.к. они содержат много информации, которая вам не поможет при решении задач на настоящей олимпиаде по физике. Для нас, физиков-олимпиадников, эти книжки представляют собой информационный мусор, которым не следует забивать свою голову. Здесь нужно четко понимать, что олимпиада — это спорт, а физическая наука — это наука; поэтому глубокое (на уровне хорошего третьекурсника МФТИ, например) понимание физической науки вам никак не поможет при решении олимпиадных задач. Поэтому некоторые хорошие учебники (например, фейнмановские лекции по физике или 10 томов Ландау-Лифшица) мы также относим к информационному мусору.

    Мы, олимпиадники НИШ, имеем некоторый опыт в делах подготовки к физическим олимпиадам, поэтому предлагаем вам список книг, которые следует прочалить, если вы хотите добиться успеха на международных олимпиадах. Вы, конечно, можете нам не верить и пробовать чалить другие книги, но скорее всего вы потратите много времени и все равно в конце придете к нашему списку книг. Расшифровка уровней

    • Уровень 1 — книги, прочалив которые вы успешно подготовитесь к школьной/сетевой олимпиаде.
    • Уровень 2 — книги, прочалив которые вы успешно подготовитесь к республиканской олимпиаде/сборам.
    • Уровень 3 — книги, прочалив которые вы отчасти подготовитесь к международным олимпиадам. Здесь я пишу ’отчасти’, т.к. подготовка к международным олимпиадам требует полного освоения специфичных олимпиадных техник (таких как экспериментальный и теоретический подгон).

    Следует сделать одно замечание для наших молодых коллег. Для подготовки к Республиканской олимпиаде по физике среди учащихся 9 кл. бесполезно решать задачи по некоторым разделам физики. Если вы готовитесь именно к этой олимпиаде, то лучше всего сконцентрировать ваше внимание на классической механике, элементарной термодинамике (теплообмен, включая процессы с фазовым переходом, термодинамика идеального газа), электростатике и цепям постоянного тока (конденсаторы и резисторы). Станьте лучшим в РК по решению задач на эти темы --- не надо тратить время на решение задач по специальной теории относительности, электродинамике, цепям переменного тока, геометрическую и волновую оптику, квантовую механику, продвинутой термодинамике. Стоит заметить, что этот совет применим исключительно к участникам Респы 9 кл. 

    Вот собственно список книг уровня 1 (достаточно прорешать один из них):

    • 1001 задача по физике с решениями. И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик (1998).
    • Сборник вопросов и задач по физике. Н.И.Гольдфарб (1982).

    Книги/наборы задач уровня 2:

    • Задачи по общей физике, 2-ое изд. Иродов И.Е. (1988).
    • Общий курс физики (в 5-и томах). Сивухин Д.В. Не стоит путать со сборником задач по курсу общей физики того же автора, он не так полезен для решения олимпиадных задач.
    • Всероссийские олимпиады по физике (1992-2001). Козел С.М., Слободянин В.П. (2002). Задачи Всероссийских олимпиад, которые проходили позже 2001 г., доступны здесь.
    • Физическая олимпиада: экспериментальный тур. Слободянюк А.И.
    • Задачи по физике. Савченко О.Я.
    • Задачи Туймаады.
    • Задачи Эстоно-Финских физических олимпиад (недавно переименованных в Northern Baltic Physics Olympiad). Условия можно найти здесь.
    • Задачи Беларусских физических олимпиад.
    • Задачи Республиканских олимпиад (Казахстан).

    Комментарии: обязательно прорешать всего Иродова. Обязательно прорешать Всероссийские и Эстоно-Финские олимпиады. В книге Слободянюка обязательно прочитать первые 3 части (особое внимание обратить на МНК для линейных зависимостей и расчету погрешностей для результатов косвенных измерений). В 5-томнике Сивухина 5-ый том лучше чалить в последнюю очередь (а 2-ю часть 5-ого тома можно вообще не чалить, достаточно самостоятельно изучить, что такое α-, β- и γ-распад).

    Книги/наборы задач уровня 3:

    • Задачи Международных физических олимпиад.
    • Задачи Азиатских физических олимпиад.
    • Задачи Жаутыковских олимпиад.
    • Задачи Европейских физических олимпиад.
    • Задачи Romanian Masters.
    • Задачи Гонконгских физических олимпиад (HKPhO).
    • Задачи Мировых физических олимпиад (WoPhO), в том числе задачи selection round-а.
    • Задачи физических олимпиад США (USAPhO).
    • Задачи Boston Area Undergraduate Physics Competition.
    • "Физические примеры и другие педагогические отвлечения" Макдональда.  
    • Физические задачи Кантора. 
    • "Задачи недели" Морина.
    • Общий курс физики (в 5-и томах). Сивухин Д.В. Не стоит путать со сборником задач по курсу общей физики того же автора, он не так полезен для решения олимпиадных задач.

    Комментарии: 5-томник Сивухина включен в уровни 2 и 1, т.к. большинство людей не успевают полностью прочалить его в течении своей олимпиадной карьеры. Если вы серьезно хотите получить золото на АФО (что, как известно, намного труднее, чем получить золото на МФО), то его нужно полностью прочалить.

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 96
      просмотров

    Последние записи

    Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этом заметке хочу дать несколько советов по подготовке к решению задач на термодинамику/статистическую механику на физических олимпиадах. 

    В стандартном НИШ-евском курсе физики учащиеся подробно знакомятся только с одной термодинамической системой --- идеальным газом. Из-за этого учащиеся часто путают общие законы термодинамики и законы, верные только для идеального газа или только для конкретных процессов. Но для успешного выступления на олимпиадах следует четко понимать, что существуют общие законы (такие как 3 начала термодинамики или уравнение Гиббса--Духема) и есть законы, описывающие конкретные термодинамические системы или процессы (такие как уравнение состояния идеального газа или уравнение Пуассона, описывающее квазистатический адиабатический процесс для идеального газа).

    Также следует понимать, что термодинамика и кинетическая теория --- это разные науки. В частности, первая не делает никаких предположений о микроскопических свойствах изучаемых систем. Например, термодинамика изучает свойства идеального газа в предположении, что справедливо уравнение состояния \(PV=NkT\). Кинетическая теория же позволяет вывести это уравнение состояния из некоторого набора предположений о микроскопических свойствах идеального газа (молекулы обладают пренебрежимо малым размером, т.д.). 

    После того как мы уяснили эти два важных момента, перейдем конкретно к списку тем. 

    1. Из общих законов и определений: знать, что такое уравнение состояния, обратимый и квазистатический процесс (и различие между ними), 1-ое и 2-ое начала термодинамики. Знать статистическую интерпретацию энтропии (формула Гиббса) и понимать, что энтропия является функцией состояния. Знать определение теплоемкости при постоянном объеме/давлении. Знать, что такое распределение Больцмана. Знать формулировку теоремы о равнораспределении. 
    2. Знать уравнение состояния, уравнение адиабаты, выражение для теплоемкости при постоянном объеме/давлении для следующих систем:
    • \(n\)-атомный идеальный газ. Более того, знать распределение Максвелла-Больцмана, выражение для КПД цикла Карно, выражение для средней длины среднего пробега. 
    • фотонный газ. Более того, знать формулу Планка и как из нее выводится закон Стефана--Больцмана. 
    • газ Ван-дер-Ваальса. Более того, знать правило равных площадей Максвелла и значение критических параметров (смотрите здесь).

           3. Знать, что такое фазовый переход 1-го порядка. Знать, что такое удельная теплота плавления/парообразования. Знать, с выводом, уравнение Клаузиуса-Клайперона. Знать, что такое относительная влажность. 

           4. Знать уравнение теплопроводности. Знать решение задач об остывании полупространства и шара (смотрите Сивухин II, глава IV).   

      Некоторые специальные вещи, которые могут пригодиться:

    • распределение давления в изотермической/адиабатической атмосфера в однородном гравитационном поле (смотрите здесь и здесь). 
    • выражение для вклада фононов в теплоемкость твердого тела в модели Дебая (смотрите здесь).  
    • формула для давления вырожденного электронного газа. 
    • конденсат Бозе--Эйнштейна. 
  2. Блог по математике

    • 1
      запись
    • 2
      комментария
    • 224
      просмотра

    Последние записи

    Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этой заметке хочу рассказать о необходимом математическом аппарате для физической олимпиады. 

    В первую очередь скажу о важности МА на физических олимпиадах. Без преувеличений можно сказать, что без хорошего владения математическим аппаратом вы дальше Респы 9 кл. не пройдете. Ниже приведен список тем по математике, которые вы должны знать, если серьезно планируете войти в команду Казахстана на МФО. 

    1. Уровень 7-классника. Необходимо: 
    • знать как решать квадратные уравнения, в том числе: условие существования вещественных корней, формула для корней, теорема Виета. 
    • уметь находить частичные суммы арифметических и геометрических прогрессий; уметь находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии. 
    • знать базовые тригонометрические формулы (формулы двойного угла, половинного угла, тройного угла, универсальная тригонометрическая подстановка).
    • знать как суммировать векторы. 

           2. Уровень 8-классника. Необходимо:

    • уметь дифференцировать "все что угодно" (правила для производных суммы, произведения, частного, композиции функций; производная показательной функции, логарифма, тригонометрических функций, многочленов).
    • уметь брать неопределенные интегралы от многочленов, экспонент линейных функций, тригонометрических функций, логарифмов. Важное замечание: первообразные некоторых элементарных функций не являются элементарными функциями. Например, первообразная $e^{-x^2}$ не является элементарной функцией).  
    • понимать различие между гладкой и аналитической функцией. Уметь считать коэффициенты в ряде Тейлора. 
    • знать как считать скалярное произведение двух векторов; знать как считать векторное произведение 3-мерных векторов. 
    • уметь складывать, умножать, делить комплексные числа; понимать, что каждому 2-мерному вектору (после выбора базиса) можно сопоставить комплексное число.
    • знать основы комбинаторики, в том числе знать формулы для кол-ва перестановок, размещений, сочетаний на $n$ символах. 
    • знать основы планиметрии, в том числе: знать формулу для площади треугольника и трапеции через высоту; знать теорему синусов и косинусов; знать, где находится барицентр треугольника. 

           3. Уровень 9-классника. Необходимо: 

    • знать определение тригонометрических функций через комплексные экспоненты (формула Эйлера). 
    • знать определение гиперболических функций. Знать формулы их производных, знать формулы двойного и половинного аргумента.
    • знать формулу для радиуса кривизны траектории. 
    • уметь решать неоднородное линейное дифференциальное уравнение порядка 2 (особенное внимание обратить случаю, когда собственные частоты совпадают).
    • знать, без вывода, формулы для коэффициентов (и их погрешностей) линейной зависимости, построенной по методу наименьших квадратов. Для общей эрудиции неплохо понимать и вывод этих формул, но собственно на олимпиадах его никогда не спрашивают. 

          4. Уровень 10-классника. Необходимо:

    • знать определение частной производной, полного дифференциала функции нескольких переменных. Знать основы векторного анализа (определение градиента, ротора и дивергенции и основные тождества; теоремы Остроградского-Гаусса и Грина).
    • знать, что такое граничные условия Неймана и Дирихле. Знать доказательство теорем единственности для уравнения теплопроводности и уравнения Пуассона (на этом основан метод изображений в электростатике).
    • уметь решать линейное рекуррентное соотношение порядка 2 с постоянными коэффициентами; в частности, знать формулу Бине для чисел Фибоначчи. 
    • уметь считать коэффициенты Фурье для ряда Фурье, интеграла Фурье, дискретного преобразования Фурье (последнее пока не попадалось на МФО, но автор заведомо знает, что у профессора А. И. Слободянюка есть 1 экспериментальная задача на эту тему). 
    • уметь считать неопределенные интегралы методом дифференцирования под знаком интеграла. 
    • знать определение голоморфной и мероморфной функции от одной переменной. Уметь считать определенные интегралы вещественных функций через теорему Коши о вычетах. 
    • знать основы теории вероятности и статистики, в том числе уметь считать среднее значение величины по заданному распределению вероятностей. Быть знакомым с распределением Максвелла по скоростям, нормальным распределением, распределением Пуассона, распределением Бозе-Эйнштейна (знать вывод закона Планка из распределения БЭ) и Ферми-Дирака. Понимать, что среднее квадратичное значение не обязательно равно квадрату среднего значения величины и что самое вероятное значение величины не обязательно равно среднему значению величины. 
    • знать основы линейной алгебры, в том числе знать что такое характеристический многочлен квадратной матрицы и понимать его инвариантность при преобразованиях подобия матрицы. Уметь находить собственные частоты линейной колебательной системы. Уметь умножать матрицы размерности ≤4 (например, умножать матрицы, соответствующие преобразованиям Лоренца). 
    • знать вывод уравнений Эйлера-Лагранжа (принцип наименьшего действия).

    Участники Респы 9 кл. должны быть по крайней мере на 8-классника. Участники республиканских сборов и Респы старших классов должны быть по крайней мере на уровне 9-классника. Участникам АФО/МФО надо владеть мат. аппаратом на уровне 10-классника.

    Специальные вещи, которые могут пригодиться:

    • знать определение функций Бриллюэна и Ланжевена и их отношение к магнитным свойствам парамагнетиков.
    • знать определение функции Бесселя 1-го рода и ее отношение к распределению интенсивности при дифракции Фраунгофера на круглом отверстии (так, кстати, выводится критерий Рэлея).   
    • знать определение неполного эллиптического интеграла 1-го рода (он возникает, например, при вычислении периода колебаний нелинейного маятника). 
    • знать формулу Муавра-Стирлинга для факториала больших чисел (это может быть полезно для вычисления энтропии некоторых простых термодинамических систем). 
    • знать, с выводом, формулу для значений зета-функции Римана \(\zeta(2)\) и \(\zeta(4)\) (это связано с излучением абсолютно черного тела).
    • метод ВКБ (он может быть применен чтобы вывести правило квантования Бора--Зоммерфельда). 

    Если вы сумели прочалить все вышеперечисленное, можно прочалить тензорную алгебру и другие специальные функции (сферические функции Бесселя, многочлены Лагерра и Лежандра, которые возникают в точных решениях некоторых задач квантовой механики). Лично автор сомневается, что в ближайшем будущем они попадутся на олимпиадах, но всё бывает в первый раз. 

    Книжки, по которым можно развивать свой математический аппарат:

    • для самых маленьких (6-7 класс) --- "Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы" (под редакцией М. И. Сканави). 
    • для 8-9 классов --- "Сборник задач и упражнений по математическому анализу" (Б. П.Демидович). Можно сначала прочитать брошюру М. А. Шубина "Математический анализ для решения физических задач". 
    • от линейной алгебры пользы куда меньше, чем от математического анализа (поэтому чалить ее лучше после того, как полностью овладели мат. анализом). Ее можно чалить по главам 3, 5, 9, 10 книги Ш. Акслера "Linear algebra done right" (2-ое изд.). 
    • если вам кажется, что вы хорошо владеете мат. аппаратом, прорешайте "Математический тривиум" и "Математический тривиум II" В. И. Арнольда. 

    Следует помнить, что очень важно после того как вы освоили какой-то инструмент мат. аппарата, применить его к решению настоящих олимпиадных задач. Задачи "Туймаады"/АФО/МФО иногда требует значительных математических усилий и применения нетривиального мат. аппарата. 

  3. Блог об олимпиадах

    • 1
      запись
    • 1
      комментарий
    • 54
      просмотра

    Последние записи

    Diyar
    Последняя запись

    Автор: Diyar,

    Уважаемые пользователи Гравитона, в этой заметке хочу рассказать вам об IJSO (Internation Junior Science Olympiad) и о том, как туда попасть. Конечно, детали отбора могут меняться со временем, в этой заметке описан процесс отбора по состоянию на март 2018.

    Для начала - что это такое? Это одна из молодых международных олимпиад (проводится с 2004) по предметам физика, химия и биология. Она проходит с 1 по 11 декабря (каждый год по-разному) и состоит из 3 туров. Каждая страна-участник может отправить команду, состоящую из 6 участников и 3 руководителей. Участники же, в свою очередь, делятся на две команды - по 3 человека в каждой. Олимпиада состоит из следующих туров:

    1. Тестовый тур. На тестовом туре участникам предлагается ответить на 30 вопросов, из которых 10 посвящены физике, 10 — химии и 10 — биологии. За каждый правильный ответ + 1 балл, за неправильный -0.25 балла.
    2. Теоретический тур. Каждому участнику необходимо решить несколько задач по химии, физике и биологии, за каждую из которых дается по 10 баллов. Обычно, задания по трем предметам независимы друг от друга и разделены на разные части.
    3. Экспериментальный тур. Этот тур выполняется всей командой (3 человека). В качестве задания предлагается некоторый эксперимент, для выполнения которого необходимы знания и физики, и химии, и биологии. Помимо эксперимента, результаты которого представляются в виде чисел, таблиц и графиков, участникам предлагается ответить на некоторое количество тестовых и/или теоретических вопросов, связанных с экспериментом. Максимальный балл - 40. А баллы, полученные командой, прибавляются к каждому участнику.

    В итого каждый участник способен получит 100 баллов. 

    Как туда попасть? Для начала, поскольку олимпиада юниорская, 1 декабря года проведение олимпиады вам должно быть 15 или меньше лет. Если вы этому требованию удовлетворяете, есть два способа: 

    1. Через республиканскую олимпиаду (подробнее о том как туда попасть). В ней по предметам физика или химия нужно взять место (обычно топ 5 по абсолютному) и соответствовать по возрасту к моменту проведение олимпиады (в декабре того же года). Стоит отметить, что физикам легче всего туда пройти, так как будучи физиком легче изучить химию и биологию, чем химикам и биологам физику (так считает руководитель команды IJSO Казахстана). По этой же причине, биологам с Казахстана невозможно пройти на IJSO этим способом. Например, в 2016 году с республиканской олимпиады взяли 1 химика и 3 физиков (остальных отобрали способом 2).
    2. Через сборы для 7 и 8 классов. (С этим способом лично не знаком, требуется дополнение)

    Зачем она нужна

    • В зависимости от того, когда вы пошли в школу, вы можете поучаствовать в ней в 9 или 10 классе, что делает возможным приложение ее, как достижение при подаче в университет. Хотя, стоит понимать, что ее авторитет среди международных олимпиад довольно низок.
    • Набраться опыта для будущего и понять, как устроены международные олимпиады.
    • Просто побывать в новой стране и познакомиться с детьми из разных стран.

    Полезные ссылки для подготовки к IJSO

    • Здесь есть все официальные темы, которые могут встретится на этой олимпиаде
    • Так же на нашем сервисе есть задание прошлых лет на русском языке (прям тут)

    Важно: подготовку к ней стоит начинать только в случае полной уверенности, что вы будите в ней участвовать (позвонил "Дарын" и сказал), так как для физика в дальнейшем знание биологии и химии не нужно. 

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 16
      просмотров

    Последние записи

    just_a_bystander
    Последняя запись

    Автор: just_a_bystander,

    Уважаемые пользователи Гравитона,

    в этой заметке хочу рассказать о том, на какие темы нужно обратить внимание при подготовке к решению олимпиадных задач по гравитации.

    • уравнение эллипса в радиальных координатах. Формула эксцентриситета. Законы Кеплера (включая вырожденные орбиты --- см. пункт Т3.3 МФО 2012). 
    • потенциал, создаваемый однородным сфероидом малого эксцентриситета (см. здесь). Уплощение медленно вращающегося осесимметричного тела (см. здесь). Формула Маккуллоу. Приливные силы и радиус Роша. 
    • свод задачи 2-х тел до задачи 1-го тела. Вектор Рунге-Ленца как интеграл задачи 2-х тел.  
    • плоскостная задача 3-х тел. Интеграл Якоби. 5 точек Лагранжа и их стабильность (см. здесь). 
    • выражение для 3-ей космической скорости (см. здесь).
  4. Блог по электромагнетизму

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 59
      просмотров

    Здесь ещё нет записей

×